Пленум ВС обсудил проект постановления об оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
Заседание состоялось 14 июня.
Основной докладчик — судья Верховного суда О.В. Киселева — отметила особую важность вопроса о применении срока исковой давности. Ему посвящены пункты 2 и 3 проекта.
Срок давности предлагается считать независимо от того, кто подает иск, со дня, когда о нарушениях узнал или должен был узнать единоличный директор или один из коллективных директоров.
Если директор действовал недобросовестно и находился в сговоре с другой стороной сделки, срок посчитают с момента, когда о нарушении узнал или должен был узнать другой директор. Только при отсутствии другого директора на момент подачи иска срок будет зависеть от осведомленности члена совета директоров или участника общества.
Для последнего вариант предусмотрены особенности применения правил о сроке давности. Когда иск подают совместно несколько участников, достаточно, чтобы срок не пропустил хотя бы один из них.
Моментом, когда участники узнали о сделке, будут считать одну из дат:
раскрытия обществом сведений об оспариваемой сделке в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг;
проведения годового общего собрания участников по итогам года, в котором была совершена оспариваемая сделка (за исключением случаев, когда участники не могли узнать о сделке из представленных при проведении собрания материалов).
Срок будет пропущен, если участник длительное время (два и более года подряд) игнорировал общие собрания и не запрашивал информацию о деятельности общества.
Договор с периодическими платежами предложили оценивать "по крупности" исходя из суммы платежей за весь срок его действия, а если срок действия не определен — за один год.
Третьи лица не будут обязаны проверять, была ли сделка крупной для контрагента и одобрена ли она.
Окончательная версия постановления еще не утверждена. Ожидается, что она будет принята в течение месяца.
Исполнитель сдал работы с нарушением срока. В соответствии с договором заказчик начислил пени и штраф. Их общая сумма значительно превысила цену контракта. Верховный суд не усмотрел в этом злоупотребления правом со стороны заказчика работ.